Фресковые и эпиграфические находки в Сентинском храме

В 2003-2004 гг. в сотрудничестве с Карачаево-Черкесским историко-культурным и природным музеем-заповедником, при непосредственной помощи его директора У.Ю. Ильканова, нами проводилось обследование фресковых росписей Сентинского храма. Памятник расположен в Карачаево-Черкесской республике, в ущелье р. Теберда и входит в группу крестовокупольных аланских церквей, датируемых X в. В Сентинском храме было выявлено четыре перекрывающих друг друга этапа декорации, первые три из которых — одни из немногих сохранившихся на территории России примеров «ограниченной» росписи храма, сосредоточенной в алтарной апсиде (впрочем, на втором этапе орнаментальная полоса в виде «плетенки» была нанесена и на стены наоса). Два самых ранних слоя включают в себя исключительно изображения крестов, орнаментов и надписей -без изображения человеческих фигур. В третий этап включены только образы Богородицы Знамение над окнами в центре апсиды и святителя (только одного!) слева от алтарных окон (судя по графитти, Николая Мирликийского), лишь частично перекрывших изображения более раннего периода. На заключительном этапе был расписан весь храм по классической византийской системе. Сохранились фронтальные изображения святителей в апсиде и два регистра живописи в наосе: праздники христологического цикла наверху и мученики с преподобными внизу. В верхнем регистре опознаются Благовещение, Рождество* Сретение и Крещение (две последние сцены предположительно), Преображение, Воскрешение Лазаря, Вход в Иерусалим, Взятие Христа под стражу, Христос перед первосвященниками и Христос перед Пилатом. Этот четвертый, последний слой росписи по стилистическим данным следует датировать концом XI в. Все росписи отличаются крайне ограниченным набором пигментов (не более трех!) и тяготеют к традициям византийского Востока и, прежде всего, Малой Азии (Каппадокии).

На стенах восточной половины храма, в основном в апсиде, обнаружено довольно много греческих надписей, которые можно подразделить на три группы. Во-первых, это неровные надписи красной краской, соответствующие второму этапу росписи храма. Во-вторых, это графитти, выполненные между вторым и четвертым этапами росписи. Обе группы содержат надписи инвокативного характера и содержат богатый ономастический материал (имена исключительно христианские). Наконец, на южной стене восточной ветви креста была обнаружена одиннадцатистрочная греческая надпись 965 г., выполненная черной краской на штукатурке. Надпись лежит на поверхности, соответствующей первому этапу декорации. Текст восстанавливается практически полностью, хотя часть надписи справа утрачена. Сверху надпись частично перекрыта тонким слоем побелки второго этапа росписи. Более поздние слои росписи в настоящее время практически полностью осыпались. Надпись в Сентинском храме
+ Освящен, обновлен храм
пресвятой Богородицы в царствование
Никифора, императора и августа (?)…
и Давида, эксусиократора Алании,
и Марии эксусиократориссы
2 апреля, в день святой антипасхи (?),
рукою Феодора, митропо-
лита освященного Алании, от сотво-
рения мира в 6473 г. На-
писано рукой имярек,
апокрисария патрикия.

Таким образом в нашем распоряжении оказывается точная дата строительства Сентинского храма — 965 г., во время царствования византийского императора Никифора II Фоки (993-969). Так как никаких следов перестройки ни в экстерьере, ни в интерьере храма не прослеживается, слова об «обновлении» храма следует относить к постройке новой церкви вместо прежней (следы апсиды видны из-под фундамента соседнего мавзолея). Несомненно, что данная надпись также является важнейшим источником по истории Алании в X в. (впервые упоминаются имена эксусиократора Давида и его жены Марии, а также самого древнего аланского митрополита Феодора), и ее содержание представляет собой обширное поле для исторического анализа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *